Выдано экспертное исследование в рамках судебного спора

В рамках подготовки судебного иска Заказчиком нашей компании было принято решение о проведении экспертного исследования на предмет выявления первопричины выхода из строя гидравлического насоса.

Дабы не нагружать Вас с ходу полной хронологией событий и ходом данного исследования, отметим сразу, что причиной выхода насоса марки Sauer-Danfoss из строя явилось разрушение ротора насоса подкачки вследствие нарушения технологии сборки насоса подкачки, а именно: отсутствие смазывающего материала на рабочих поверхностях опор скольжения, на наружной поверхности обоймы насоса подпитки при первом запуске после ремонтных воздействий.

Гидронасос
Типовая смазка деталей при сборке

Хронология событий – причины и задачи исследования.

Произошла поломка основного гидравлического насоса трактора Merlo Treemme 180B. Поставщик услуг по ремонту гидрооборудования и продаже гидравлических компонентов произвел ремонтные работы данного гидронасоса и работы по настройке гидронасоса после его монтажа на машину. При запуске машины были зафиксированы посторонние шумы в гидронасосе. По истечении 9 моточасов функционирования трактора произошел отказ гидронасоса.

Далее был произведен повторный ремонт гидронасоса тем же Поставщиком (частично за счёт собственных средств). После выполнения монтажа и пуска машины произошёл очередной выход из строя гидронасоса (через 13 минут работы).

Всеми сторонами-участниками была произведена совместная дефектация гидравлического насоса – выявлены инородные частицы внутри гидронасоса, почерневшая РГЖ, а также обнаружено вздутие лакокрасочного покрытия корпуса и, что наиболее характерно – частичное разрушение компонентов насоса подкачки. Кроме того, гидравлика трактора была продиагностирована.

Заказчик и Поставщик приступают к совместному урегулированию, но не принимают совместного решения ввиду наличия разногласий на предмет причины выхода из строя гидронасоса.

Поставщик в своих доводах ссылается на степень загрязнения рабочей гидравлической жидкости, а Заказчик, в свою очередь, принимает решение выполнить экспертное исследование, где и подключается компания “Гидро-Тест” в качестве поставщика услуг проведения подобного рода исследований.

Перед специалистом (экспертом) поставлены вопросы:

Имеются ли в насосе марки Sauer-Danfoss 90R130KA5CD80 недостатки, какова причина их возникновения: производственный дефект или они возникли вследствие неправильной эксплуатации или ремонта?

и второй,

Есть ли в насосе недостатки, препятствуют ли они использованию насоса по целевому назначению?

Неподвижные элементы опоры качения поворотного узла качающего блока. Выявлены следы контактного воздействия
Неподвижные элементы опоры качения поворотного узла качающего блока. Выявлены следы контактного воздействия
Подвижные элементы опоры качения поворотного узла качающего блока. Выявлены следы контактного воздействия
Подвижные элементы опоры качения поворотного узла качающего блока. Выявлены следы контактного воздействия
Абразивный износ вала в опоре скольжения. Подшипник вала имеет радиальный зазор 0.6 мм при норме 50-80 мк, следы воздействия осевой нагрузки
Абразивный износ вала в опоре скольжения. Подшипник вала имеет радиальный зазор 0.6 мм при норме 50-80 мк, а также следы воздействия осевой нагрузки
Внутренняя поверхность гильз плунжеров качающего блока
Внутренняя поверхность гильз плунжеров качающего блока

Осмотр клапанного блока и насоса подкачки выявил механическое разрушение ротора насоса подкачки, разрушение опор скольжения насоса подкачки и повреждение опор скольжения основного вала, следы на распределительных пластинах и элементах насоса подкачки, носящие характер адгезионного схватывания второго рода [4], разрушенный шпоночный узел. Опора скольжения вала шаржирована продуктами износа – см. фото ниже:

Опора скольжения вала шаржирована продуктами износа 1

Характерные повреждения:

Втулка насоса подкачки. Срезана шпонка, имеются надиры, следы термического воздействия.
Втулка насоса подкачки. Срезана шпонка, имеются надиры, следы термического воздействия
Элемент насоса подкачки. Следы высоких контактных нагрузок, материал имеет следы деформации и наклёпа
Элемент насоса подкачки. Следы высоких контактных нагрузок, материал имеет следы деформации и наклёпа
Ротор. Следы высоких контактных нагрузок, разрушенный шпоночный паз.
Ротор. Следы высоких контактных нагрузок, разрушенный шпоночный паз
Остатки опор скольжения насоса подкачки, следы схватывания перегрева, задиров
Остатки опор скольжения насоса подкачки, следы схватывания, перегрева, задиров
Крышка насоса подкачки. Следы адгезионного схватывания, воздействия высоких температур
Крышка насоса подкачки. Следы адгезионного схватывания, воздействия высоких температур
Распределительный диск. Следы перегрева и воздействия частиц разрушения насоса
Распределительный диск. Следы перегрева и воздействия частиц разрушения насоса
Следы контактного воздействия в зоне установки штифта для насоса с «правым вращением»
Следы контактного воздействия в зоне установки штифта для насоса с «правым вращением»

Зона разрушения ротора насоса подкачки:

Зона разрушения ротора насоса подкачки 3

Опора скольжения, установленная в крышку корпуса имеет следы задиров – с разрушением антифрикционного слоя, со следами термического воздействия; следов проворота в посадочном месте не выявлено:

Наружная поверхность опоры скольжения насоса подкачки, установленная в корпусе

Анализируя результаты проведенного исследования, специалисты приходят к следующим выводам:

  1. Представленные детали насоса марки Sauer-Danfoss имеют характерные недопустимые неисправности, что исключает использование данного насоса по прямому назначению.
  2. Представленные на осмотр детали насоса Sauer-Danfoss имеют следы нескольких видов износа.
  3. Выявлены повреждения гильз плунжеров крупными инородными частицами. Частицы являются продуктами разрушения насоса подкачки.
  4. Выявлены повреждения элементов клапанов защиты и управления инородными частицами. Частицы являются продуктами разрушения насоса подкачки.
  5. Заклинивания элементов клапанов не выявлено.
  6. Выявлены повреждения сопрягаемых поверхностей качающего блока.
  7. Выявлено общее загрязнение внутренних элементов насоса частицами разрушенного насоса подкачки.
  8. Выявлен дефект опорного подшипника вала блока.
  9. Выявлено наличие задиров на элементах насоса подкачки при его последнем запуске, что характерно для масляного голодания.
  10. Опоры скольжения насоса подкачки имеют следы схватывания и задиры характерные для полусухого трения.
  11. Опора скольжения насоса подкачки, установленная в корпусе насоса, имеет следы проворота в корпусе насоса.
  12. Ротор насоса подкачки разрушен в зоне шпоночного паза. Характер разрушения вязкостный, имеет грубую и древесную поверхность излома, не отражающую свет. Контактирующие поверхности ротора и обоймы насоса подкачки имеют чешуйчатую структуру, характерную для схватывания при высоких нагрузках и малых частот вращения, следов высокотемпературного воздействия на контактирующих между собой поверхностях ротора и обоймы насоса подкачки не выявлено.
  13. Наружная поверхность обоймы насоса подкачки имеет следы полусухого трения.
  14. Боковые поверхности ротора, обоймы насоса подкачки, распределительные диски имеют следы высокотемпературного воздействия и следы схватывания поверхностей.

Выводы по исследованию:

  1. Причиной выхода насоса марки Sauer-Danfoss 90R130KA5CD80 из строя явилось разрушение ротора насоса подкачки вследствие нарушения технологии сборки насоса подкачки, а именно отсутствие смазывающего материала на рабочих поверхностях опор скольжения, на наружной поверхности обоймы насоса подпитки при первом запуске после ремонтных воздействий.

  2. Наличие следов попадания крупных инородных частиц (кольцевые риски, задиры на поверхностях распределительного узла, гильз) является следствием разрушения насоса подкачки.

  3. Присутствуют дефекты роликового подшипника вала, указывающие на некачественный ремонт.

  4. Следы износа узла поворота и качания являются следствием длительной работы насоса на максимальной подаче и максимальном давлении.

* * *

Под результатами исследования – подпись кандидата технических наук со стажем работы в данной сфере более 20 лет, выпускника в прошлом Аэрокосмического факультета Челябинского Политехнического Института, на текущий момент являющегося доцентом по кафедре Гидравлики и гидропневмосистем Южно-Уральского государственного университета.

Мы приглашаем Вас и Вашу компанию к сотрудничеству, а именно выполнению нами исследований и выдаче заключений по любым типам неисправностей всех видов гидросистем

Читайте также: